Ксения (ksunray) wrote,
Ксения
ksunray

Category:

Школьные установки как бомбы замедленного действия

Когда я, как противник школ, начинаю что-то на эту тему писать или говорить, конечно, прибегают задетые за живое люди и пытаются прояснить для меня неоспоримые плюсы учёбы:
«Но ведь человек должен получить минимальный набор знаний по всем предметам»;
«Школа нужна для социализации. Если не ходить ни в детсад, ни в школу, то вырастешь изгоем или аутистом»;
«Бывают хорошие учителя, которые прививают любовь к предмету. Тебе просто не повезло, а так учителя могут открыть целый мир»
.

Некоторые люди бросаются в атаку:
«Вы не уважаете труд тех учителей, кто искренне старался привить любовь к знаниям. Какая чёрная неблагодарность!»;
«А что, лучше, чтобы дети по улицам болтались неприкаянные? Из таких вырастут преступники и наркоманы! Пусть уж лучше посидят в классе, про ДНК и кольчатых червей послушают. А потом, авось, станут нормальными. Мы же тоже учились, вот, нормальными выросли»;
«Только критиковать и горазды! Не можете предложить ничего лучше, тогда и не критикуйте, молчите в тряпочку!»
«Вас, наверное, обижали в школе, вот вы сейчас и вымещаете свою ненависть на всю систему в целом. Сходите к психологу, полечитесь»
.

Предупреждая подобные комментарии, сразу хочу сказать, что конкретно мне со школами в целом везло. За исключением первого класса, во всех остальных встречались как хорошие учителя, так и дружелюбные одноклассники. Меня никогда не травили, и обычно все относились тепло.
Поэтому тем людям, которые выдумывают, что моё неприятие школы – следствие травли или унижений от преподавателей-садистов, повторю, что вы ошибаетесь. В моём опыте такого, к счастью, не было.

После того, как я много раз дискутировала на эти темы, и мы спорили о частностях (какие были учителя, сколько домашних заданий давали, по каким учебникам), я вдруг поняла, что основная сложность не только и не столько в частностях.
Я обнаружила, что мои претензии вовсе не к конкретным учителям, и не к тому, в какой форме проходит обучение. Я вижу сложности совсем другого порядка – они менее заметные, и в то же время очень глобальные.  И эти негласные установки потом могут сказываться долгие годы жизни.

Меня возмущают и пугают три такие негласные установки:

1. Школа учит бессмысленному терпению.



Недавно я заметила, что такое важное качество как терпение вызывает у меня исключительно негативные чувства. Терпение было накрепко связано для меня с разочарованием, обманом и пустотой.
А ведь терпение и выдержка – это крайне полезные качества в жизни. Когда человек бессонными ночами занимается важным для него проектом, он делает это, ЧТОБЫ поделиться своими умениями с другими людьми; или, возможно, есть другой смысл – например, побольше заработать и позаботиться о собственной семье. Когда люди в отношениях выдерживают периоды конфликтов, они знают, ЗАЧЕМ это делают – потому что им важно продраться сквозь недопонимания, выйти из замкнутых кругов одних и тех же паттернов и продолжать друг друга любить уже более свободно и честно, не пряча голову в песок иллюзий и не отгораживаясь друг от друга защитами. Когда женщина рожает ребёнка и терпит боль, она понимает, РАДИ ЧЕГО такие мучения и что за ними последует радость новой жизни.
У такого терпения есть СМЫСЛ. Да, он не всегда на поверхности, и порой нужно проделать внутреннюю работу, чтобы сделать этот смысл ясным для себя. Но наличие смысла высвобождает много ресурсов и сил, чтобы справляться с ситуацией. Наличие смысла позволяет ценить те сложности, которые нас продвигают, чувствовать себя живым и целостным даже в трудные периоды жизни.

Что же происходит в школе?
Я помню, как многократно и убедительно смысл вытеснялся иллюзией смысла. Много раз слышала из уст как  взрослых, так и сверстников, что если хорошо учиться, то будет тебе счастье и успех в жизни. И Марьиванна и мама с папой будут биться в экстазе от твоих пятёрок. К счастью, меня родители никогда не ругали за оценки. Более того, папа всегда говорил: «Да зачем тебе эти синусы-косинусы? Это в жизни не пригодится. Сдавай ты это всё на тройки, не мучай себя. Лучше побольше гуляй, занимайся спортом, питайся хорошо». Эти слова немного ослабляли мои внутренние цепи, но в то же время я не могла не поддаваться значимости оценок, раздутой до размеров слона. Из желания быть принятой, любимой, ценимой теми взрослыми, которые производили впечатление уверенных и сильных личностей, я сидела ночами над уравнениями и задачами по генетике. Только слепая и абсолютно идиотская вера в то, что моё терпение подарит на выходе успех и всенародную любовь, многие годы давали мне силы выдерживать полупустую жизнь. Ту жизнь, в которой я уже мало рисовала, мало писала стихов и рассказов, забросила пение и не гуляла с друзьями, потому что иначе не успела бы построить все графики функций. И только в выпускных классах меня со всей силой накрыли чувства разочарования, пустоты. Вместо обещанного цветущего сада я оказалась в безвоздушном пространстве, где все стремились стать политологами, экономистами, маркетологами и пиарщиками, бегали с воспалёнными глазами на подготовительные курсы и спорили, какой вуз всё-таки престижней. Это был уже предел, я понимала, что ещё несколько месяцев жизни без смысла уже не выдержать. Я задохнусь. Я тогда вышла из игры на целых три года. И теперь, даже когда я снова выбираю взаимодействовать с системой и играть по её правилам, я ищу самый главный ресурс – СМЫСЛ всё это делать.
Но много лет после окончания школы я жалела о том, что была такой терпеливой, полагая, что именно это качество привело к разочарованию. И только недавно поняла, что настоящей ошибкой было не доверять себе в том, что ты по-настоящему ценишь и любишь. Ошибкой было то, что я доверялась другим в том, чтобы они определяли СМЫСЛ для МЕНЯ. Потому что надеялась, что взрослые действительно видят это лучше с высоты своих лет. И что меня возмущает – так это то, что школа такие процессы всячески поддерживает, вбивая в голову, что умные дяди и тёти где-то что-то решили, и через много лет ты им за это спасибо скажешь. Нет, я думаю, что никогда не скажу за это «спасибо». Вспоминаю меткую фразу: «Моя главная проблема в том, что я не умею говорить «нет» там, где стоило бы вообще сказать «идите к чёрту».
Могу сказать, что сейчас я уже специально разбираюсь в том, чтобы понять, какой процесс нужно терпеть, потому что он важен и полезен мне или тем, кто мне дорог, а какие – нужно прекращать.
Да, и тем мазохистам, которые считают, что во всех неприятных процессах нужно барахтаться бесконечно и искать великий смысл, хочу ответить. Я убеждена, что многие вещи, такие как насилие (во всех смыслах), попирание твоих ценностей и смыслов, неуважение, нечестное отношение (список можете дополнить) – это не те процессы и формы взаимодействия, которые нужно терпеть. Бесконечное барахтанье в этом – это уход от ответственности. Да, могут быть разные причины, чтобы эту ответственность не брать, и это уже другой вопрос.

В общем, резюмируя, скажу, что меня пугает, как многие люди с детства привыкают терпеть, не ставя вопросы: «А чего ради? Что мотивирует меня сейчас выдерживать это? Как я пойму, что терпеть дальше не имеет смысла и прекращу этот процесс?».

2. Другим глобальным недостатком я считаю то, что школа как правило не даёт ребёнку самому выбирать то, что он будет изучать в большем или меньшем объёме. И, соответственно, школа не позволяет ребёнку приучаться постепенно брать ответственность за сделанный выбор и его последствия.



«Он ещё слишком мал, чтобы самостоятельно решать, что ему нужно», «В школьном возрасте ребёнок ещё не в состоянии определить, что ему полезно, что нет, и чем он будет заниматься», - такие фразы я тоже слышала много-много раз. Предполагается, что это как бы исчерпывающее объяснение тому, почему есть единая утверждённая программа и единые нормативы для всех детей.
Извините, НЕ ВЕРЮ. Неубедительно. Откуда такие сведения?
Если копнуть возрастную психологию, то можно обнаружить, что примерно до четырёх-пяти лет ребёнок действительно нуждаётся в однозначной картине мира. Ему нужны чёткие ориентиры, маячки, чтобы понимать, как устроен мир и как с ним взаимодействовать. Но примерно с пяти-семи лет у ребёнка начинает формироваться другой слой психики. И он постепенно принимает неоднозначность мира, относительность убеждений, сомневается в авторитетах и постепенно вылепляет собственное мировоззрение. Этот слой психики активно развивается в подростковом возрасте и дальше вплоть до плюс-минус тридцати лет.
Но, повторюсь, начинает этот слой формироваться с пяти-семи лет. И это означает, что ребёнок школьного возраста уже вполне может расставлять приоритеты в пользу того, что его больше интересует и захватывает.
Многие на это говорят, что в детстве ничем особо не интересовались, мол, как тогда выбирать?
Всё же я убеждена в том, что если взрослые внимательно относятся к желаниям и интересам детей, не «гасят» их и не пытаются навязать свои желания стать художником или шахматистам, то дети не утратят умение распознавать то, что их больше всего «зажигает». По крайней мере, за время работы с двух-трёхлетками в Бэби-клубе я отмечала про себя, насколько хорошо они в этом возрасте понимают, чего хотят.

В общем, когда я слышу фразы о том, что школа, якобы подготавливает неокрепшие умы к реальной жизни, у меня это вызывает злость и сарказм. Подготавливает?! Не давая самому делать выбор и наказывая за ошибки?
Такие методы готовят либо к безропотности, либо к бунту против всех правил.

3. Да, и третьим глобальным недостатком школьного обучения я считаю акцентирование на ошибках и наказание за них.



К счастью, в последнее время на это обращают внимание многие педагоги, родители; пишут статьи на эту тему, например, про "Метод "зелёной ручки" Это вселяет большую долю оптимизма, что в обозримом будущем что-то изменится в лучшую сторону. И всё же, и всё же… до сих пор, когда у меня появляются ученики-школьники, я замечаю, с какой сильной опаской они отвечают на мои вопросы, застывая на середине слова или фразы и пытаясь понять по моей реакции, можно ли договорить, или они совершили фатальную ошибку. И какой это резкий контраст с Лёвой, четырёхлетним моим учеником, который бесился, тараторил, совершенно не волнуясь, что скажет что-то не то. И запоминал при этом очень многое.

А во взрослой жизни я нередко наблюдаю две крайности. Некоторые так сильно боятся допустить ошибку, что могут бесконечно терпеть что-то дискомфортное исключительно за приятные ощущения стабильности и постоянства. А другие, наоборот, научившись пофигизму ещё в школе, продолжают так же действовать и в жизни. Считают, что всё это игра, где есть бесконечное количество дублей, и можно бездумно менять работу, партнёров, друзей, убеждения. И не запариваться.

***
Пока писала этот пост, поняла, что все эти три установки приводят к негибкости мышления и очень низкому уровню осознанности. И ту самую золотую середине, когда выбираешь именно то, что тебе подходит, исходя из своих ценностей, и при этом уважаешь чужие выборы и ценности и взаимодействуешь с социумом – эту золотую середину нередко приходится искать уже во взрослости.  И проходить многочисленные этапы внутренней борьбы, пытаться выстоять в схватке с вездесущим внутренним критиком, продираться сквозь невротическую вину и стыд.


Tags: важное, неудобные вопросы, учёба, честность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Огромная машина государства сломается о твою чистую совесть" (с)

    Я помню, как в подростковом возрасте читала книгу Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек» - о том, как оказаться невинно…

  • (no subject)

    Если бы мою вчерашнюю смесь чувств тревоги, страха и леденящей ярости можно было бы выразить идеальным текстом - это был бы пост Юры Дудя (я…

  • О цензуре без цензуры.

    Сегодня я испытала тот редкий, совершенно эйфорический восторг, когда другой человек уверенно и твёрдо говорит то, с чем я согласна до глубины души,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • "Огромная машина государства сломается о твою чистую совесть" (с)

    Я помню, как в подростковом возрасте читала книгу Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек» - о том, как оказаться невинно…

  • (no subject)

    Если бы мою вчерашнюю смесь чувств тревоги, страха и леденящей ярости можно было бы выразить идеальным текстом - это был бы пост Юры Дудя (я…

  • О цензуре без цензуры.

    Сегодня я испытала тот редкий, совершенно эйфорический восторг, когда другой человек уверенно и твёрдо говорит то, с чем я согласна до глубины души,…